о проекте автор карта сайта контакт

Профилактика - наилучшее лечение

  Причины
Общественность в профилактике наркомании

Лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика и превенция. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Подробнее...
Педагогические меры профилактики

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Подробнее...
Мир наркоманов сегодня приблизился к каждому из нас.
Все чаще мы говорим о них, все чаще встречаем, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях знакомых, виной которых стали наркотики.
Подробнее...
 

>Сверстники и мода
>Причины, которые выясняются издавна
>Семья
>Психологические факторы
>Биологические факторы
>Социальные факторы наркоманизма
>Мотив

 

 
Мотив

Мотив – это то, что внутренне побуждает человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувство и мысли.
Каковы основные мотивы употребления одурманивающих средств нашей молодежью?

Мотивы, лежащие в основе употребления наркотиков, различны. Более того, человек может применять одно и то же или разные одурманивающие, возбуждающие средства по меняющимся мотивам. Однако во всех случаях начальным является любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению запретного барьера. Немалую роль играет и чувство принадлежности к определенной группе сверстников, чем-то отличающихся от большинства, объединенных чем-то загадочным; как правило, приобщение к наркотикам является в той или иной мере и выражением независимости, а иногда и просто враждебного отношения к окружающим, чем-либо обидевшим подростка.

Конечно, немалую долю в приобщении к таким обособленным группам людей вносит извечное стремление молодежи познать новое, волнующее, таящее опасность. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

О люди! Все похожи вы
На прородительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай.
И 6 e з того вам рай не рай.

Во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно запретного плода. В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка Пандора получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Из-за желания нарушить запрет погибли и жены Синей бороды из сказки Ш. Перро. Но и в жизни, а не в сказке очень часто достаточно сказать человеку: «Нельзя», чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.

Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя чего-либо делать. Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как родители, часто не мотивируя своего «нельзя», ограничиваются запрещением. Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки с дерева, на котором будет висеть надпись: «Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты ядом»? А мысль: «Папа сам курит, а мне запрещает» — рождает попытку вкусить «запретный плод». Существенную роль играет подражание или чувство зависти.

- Рано курить тебе, еще маленький!—вот довод, усиливающий зависть ко взрослым и тем толкающий на тайное курение. Такая же ситуация складывается у подростков, которые стоят на перепутье: попробовать наркотик или нет.

Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания «ясности мышления» или «творческого вдохновения». Мотивом обращения к лекарственным препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.

Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности или отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых и уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями. Более того эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения наркотиков.

Ведь та же любознательность является одной из замечательных особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем. чтобы испытать их действие на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (и с алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе молодежи, престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не стремился и не рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как правило, уже имеет то или иное представление как о вредных для здоровья).

Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в других обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность самоутверждения или достижения независимости Понятно, что эти мощные для молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более привлекательными. Такая потребность может быть проявлением скрытого расстройства эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить мимолетное удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти. Нежелательные отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И все это из-за погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным традициям. Так что наркомания не только и не столько медицинская, сколько моральная, социально-психологическая, общественная проблема.

Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги, страха.

Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю, табаку, в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. и.

И. конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано с попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает «комплексом неполноценности», или как протест против господствующих представлений, касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий.

В любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов, приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например не поступление в институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия. Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую ситуацию среди молодежи. К ним прежде всего относятся такие факторы, как степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств, влияющих на настроение, восприятие и поведение. Возможно и влияние семьи, сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих пли, наоборот, способствующих вербовке молодых людей наркоманами.

Видное место занимают средства массовой информации. Так, обнародование в одной из московских газет детальных подробностей употребления токсических веществ подростками тут же сказалось на возникновении нескольких вспышек отравления детей названными в газетной статье химическими веществами. Прослушивание радиопередач, чтение различных журналов также отражаются на восприятии молодежью тех или иных модных веяний, в том числе на потреблении дурманящих или стимулирующих физиологическую (физическую, половую, умственную) активность веществ. При этом в качестве «передаточного звена» действуют группы сверстников. Стоит одному из подростков случайно подслушать разговор взрослых об особенностях действия лекарственных средств (скажем, бабушка делилась с кем-то по телефону о действии снотворного или успокаивающего препарата), как он немедленно расскажет это товарищам. А отсюда недалеко и до опробования этого бабушкиного средства на себе, может быть целой группой школьников.

Подавляющее большинство подростков получают одурманивающие средства, а также сведения о способах их добычи от сверстников. То есть именно сама подростковая среда является источником наркотиков и информации об их свойствах. Так что приобщение мальчика или девочки к группе, где есть лица, потребляющие наркотики, обычно свидетельствует о том, что первое знакомство с этим дурманом уже состоялось. Здесь же даются «рекомендации» о новых «интересных» средствах, а также о дозах потребления. Группа может оказать помощь своему партнеру и в случае неблагоприятной реакции на препарат, и в случае «преследования» молодого наркомана взрослыми.

Такие сообщества нередко занимают пустые бараки развалины домов или здания, предназначенные для сноса, там и устраивают свои притоны. Условия жизни в них противоречат всем представлениям о жилье человека. Не лучше выглядят и квартиры наркоманов.

Проиллюстрирую это примером, который приводит польский нарколог С. Гурски:

«….. Помещение было ужасно запущенным. Типичное жилище наркомана. Зловоние пахнуло на меня уже с порога. Повсюду валялись консервные банки и окурки. Со стола упала банка из - под рыбных консервов, соус вылился на ковер, от него шел отвратительный запах. Когда хозяин вколол себе дозу наркотика, я понял причину вони: вытащив из вены иголку со шприцем, в котором были остатки крови, он наполнил его водой и эту розовую жидкость вылил на ковер - так он чистил шприц. И каждый раз на протертый ковер прибывало по несколько капель крови. В месте с запахом рыбного соуса это создавало сладковато - гнилостное зловоние. Занавески на окнах пожелтели и пропитались смрадом. Неизменная духота, запах разлагающейся крови, табачного пепла и заплесневелых консервных банок заставили бы каждого нормального человека отшатнуться, едва ступив на порог».

Иногда под влиянием моды за рубежом одурманивают себя наркотическими препаратами целые школьные классы, где властвует принцип: «не могу же я быть хуже других».

Особый, весьма серьезный мотив обращения молодых людей к наркотикам --переживаемые ими личные жизненные трудности. Обычно они связаны либо с семейными конфликтами, либо с ситуацией в школе, либо с какими-то иными проблемами. Сложности такого рода вызывают болезненно переживаемое психическое напряжение, которое делает невозможной нормальную повседневную жизнь и непременно требует разрядки.

Нельзя недооценивать некоего символического значения, которое придается многими употреблению наркотиков, как это мы имеем дело в случаях с курением и выпивкой, т. е. в начальный период наркоманического или токсикоманического пристрастия большую роль играет не столько действие избранного подростками средства оглушения, сколько сам символический акт. Представляете: мальчик самостоятельно попал иглой шприца себе в вену и ввел какую-нибудь жидкость. Этого уже достаточно, чтобы доказать свой «героизм», «братство» и т. п. Фактически это тот же «эффект стаи». В прошлом ребята делали себе немыслимые татуировки, причем в самых, казалось бы, невероятных и неподходящих условиях (без иглы— гвоздями, кончиком ножа, используя вместо туши чернила или даже деготь). Теперь эта мода выветрилась, но «эффект стаи» проявляется во многих других явлениях современной жизни молодежи, начиная с неформальных групп, скажем, мотоциклистов-рокеров или любителей рок музыки и кончая компаниями токсиконаркоманов.