о проекте автор карта сайта контакт

Профилактика - наилучшее лечение

  Причины
Общественность в профилактике наркомании

Лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика и превенция. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Подробнее...
Педагогические меры профилактики

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Подробнее...
Мир наркоманов сегодня приблизился к каждому из нас.
Все чаще мы говорим о них, все чаще встречаем, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях знакомых, виной которых стали наркотики.
Подробнее...
 

>Сверстники и мода
>Причины, которые выясняются издавна
>Семья
>Психологические факторы
>Биологические факторы
>Социальные факторы наркоманизма
>Мотив

 

 
Семья

Не будем повторять привычные для профилак­тической литературы фразы: «Пьяницы порож­дают пьяниц», «Родители, использующие легаль­ные наркотики, табак и алкоголь; растят детей, которые будут использовать наркотики нелегаль­ные» и т. д., хотя эти факты очевидны. Как пра­вило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам.

Психологами давно дока­зано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви. Существуют понятия «семейный дефи­цит» и «социальный голод», когда ребенок рас­тет без внимания и заботы, без необходимого об­щения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.

Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оце­нивать непослушание, плохую успеваемость, от­чуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «сек­реты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и куль­турный уровень, избиение и психологическое на­силие детей, насилие между родителями. У та­ких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокой­ство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживани­ем одиночества, пустоты, ненужности. У избива­емых детей отмечают склонность к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, слабость позна­вательных интересов, нежелание трудиться. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, полу­чившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство. Дети с грузом не­благоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполно­ценности, переживают чувство мести и ненавис­ти к родителям и учителям, не желающим по­нять их. Не имея возможности объяснить дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства. В одном ма­леньком южнорусском городке за год покончи­ли с собой семеро детей, по данным Краснодар­ского края, 13% наркоманов и токсикоманов — подростки до 14 лет. По данным анонимного оп­роса в одной из школ, в свои 16—17 лет 62% детей пьют, 22% — курят и 8% употребляют нар­котики. Отвержение, холодность, отсутствие теп­ла и ласки со стороны родителей сначала травми­руют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.

Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Ро­дителям важно понять, что он нуждается не толь­ко в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного вре­мени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уро­вень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрос­лых, тем больше он доверяет жизненным ценнос­тям родителей, тем реже попадает под власть сию­минутных впечатлений и развлечений, предлага­емых ему «на улице», тем менее подвержен вли­яниям моды. Каждая семья должна для себя ре­шить, что она может противопоставить этим, ма­нящим своей запретностью, увлечениям, какое оружие она смогла бы дать в руки своему ребен­ку, который так или иначе столкнется с подо­бными соблазнами. От молодых людей часто при­ходится слышать фразу: «Моя жизнь интересна и полна впечатлений, мне не нужны наркотики». Достаточно ли вы, уважаемые родители, сделали для того, чтобы ваш ребенок сказал то же самое?

Часто родители ничего не могут рассказать об интересах ребенка, типичные ответы: «как все», «хороший». Хотя, возможно, наоборот, вы пере­старались и сделали вашего дитятю жертвой ги­перопеки. Гиперопека, другая крайность воспи­тания, заставляет ребенка «спасаться» от родите­лей «на улице». Это чрезмерное внимание, посто­янный присмотр, отказ ребенку в самостоятель­ности, желание воспитать свою копию. Сверхза­бота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приво­дит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый «асоциальный* облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья. При опросе студентов английских колледжей о при­чинах употребления наркотиков один молодой человек заявил, что любой аспект его жизни кон­тролировался и манипулировался взрослыми, и он начал употреблять наркотики, так как это была одна из немногих областей его жизни, где, как он считал, он имеет полный контроль. В данном случае причина употребления — чувство безвлас­тия над своими собственными решениями и дей­ствиями.

Еще один из плодов гиперопеки — инфанти­лизм растущего человека, его затянувшаяся «дет­скость», неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попро­бовать наркотик или подбить на любую хулиган­скую выходку, т. к. у такого «тепличного расте­ния» не выработано противоядие против дурных влияний. Нередко — это любимые детки богатых столичных родителей, и их «карманные» деньги дразнят аппетит искушенных приятелей.

Существует и такой вариант опекаемого чада, как «кумир семьи», объект всеобщего восхище­ния и поклонения, единственный ребенок много­численной родни. Для него привычны вседозво­ленность, неограниченная власть над родственни­ками, которые не накажут, и в конечном итоге — презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом все­общего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажут­ся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая «всех пере­пить», могут действительно стать жертвой алко­голя и наркотизации.

Но даже если ваша семья — самая гармонич­ная, ваш ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, читает книги, занимается спор­том, уважает старших и посещает шахматный кружок, одним словом, если вы «абсолютно уве­рены» в благонадежности вашего ребёнка, это вовсе не значит, что он не будет пробовать наркотики. Все вышесказанное не означает, что упот­ребление наркотиков — результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложнос­тями развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположеннос­ти. Встреча с наркотиками может быть случай­ной, в определенной ситуации, вызванной времен­ными потребностями, например, «пробование» в компании сверстников с познавательными целя­ми. Прежде чем окрестить своего пойманного с поличным ребёнка «падшим» и «пропащим», сле­дует верно оценить особенности его психического развития в этот противоречивый и подчас болез­ненный, даже для благополучных детей, период, что заставит сделать парадоксальный вывод: пробование наркотиков в молодости — проявле­ние не отклонения, а скорее нормального поведе­ния. Одна из ведущих исследователей наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод о том, что шаг подростка к наркотикам — это проявление ис­следовательской реакции, свойственной их воз­расту. Подростков интересуют возможности их со­знания, получение нового, неизведанного чув­ственного опыта, небывалых впечатлений, сексу­ального опыта, они стремятся познать мир, «все в жизни попробовать», ощутить свою полноцен­ность в компании ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстни­ками. Своей чрезмерно агрессивной реакцией вы можете навредить, укрепив ребенка в его чувстве протеста против всего, насаждаемого взрослым об­ществом. Первый раз попробовавшего ребенка не стоит записывать в наркоманы, т. к. только не­большая часть из пробовавших наркотики про­должает употреблять их постоянно. Но необходи­мо, не откладывая, внушить ему, что все тяжело­больные наркоманией начали свой скорбный путь с простого любопытства.

Все случаи употребления наркотиков можно объединить одной общей целью — стремлением к удовольствию. Качество этого удовольствия варь­ируется в зависимости от уровня развития и сте­пени «подсадки». Именно поиск удовольствия за­ставляет увеличивать дозу по мере привыкания организма для достижения все более сомнитель­ной эйфории, приводя к необратимой зависимос­ти от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каж­дым разом, заставляя применять «ударные дозы», приводящие к невозможности существования без вещества, ставшего необходимым компонентом жизнедеятельности по-новому устроенного орга­низма. Самоконтроль выступает единственным средством избежать гибели, если человек уже употребляет наркотик, но еще не впал в физическую зависимость. Основными преградами стано­вится звание последствий злоупотребления и пер­спективы» достижение которых важнее для чело­века, чем сиюминутные удовольствия (например, сознание того, что наркотик сильно ослабляет ин­теллектуальные, психические и физические спо­собности, не позволяя достичь успехов в учебе, стать хорошим специалистом, добиться материального благосостояния, родить здоровых детей и т. д.). Низкий уровень самоконтроля у подрост­ков делает их тем более уязвимыми, чем моложе возраст. Поэтому основная роль в ограждение детей должна принадлежать взрослый.